Как известно, занятия любого астрономического кружка невозможны без проведения простейших наблюдений. Поэтому в данном докладе будут кратко рассмотрены основные проблемы, встающие перед учителем астрономии, такие, как времени и места наблюдений, телескопа, интересных небесных объектов и т.п.
Основные принципы наблюдений в школе:
наблюдения в ходе учебного процесса ведутся нечасто, и, как правило, крупной группой;
наиболее вероятно проведение наблюдений в холодное время года из-за раннего наступления темноты;
как правило, у аудитории отсутствует опыт телескопических наблюдений.
Ограничения, накладываемые на процесс наблюдения работой с неподготовленной детской аудитории:
• Время наблюдения невелико (обычно не более 2-х часов);
• Необходимо наблюдать яркие и эффектные небесные объекты;
• Крайне нежелательны потери времени на долгое наведение на объект и на промежуточные коррекции положения телескопа из-за потери внимания у детей;
• Неподготовленный наблюдатель часто испытывает затруднения с правильным позиционированием глаза у окуляра, которое необходимо для рассматривания слабых протяженных объектов.
Как правило, детские астрономические объединения работают в городах. При этом не всегда имеется возможность регулярных выездов на наблюдения. Но городские условия накладывают следующие ограничения:
из-за значительной, а зачастую и крайне сильной, засветки туманности и прочие слабые объекты теряют и без того невысокую для неподготовленной аудитории зрелищность;
в городских условиях часто присутствуют тепловые помехи, мешающие наблюдениям при больших увеличениях.
Первичные выводы из вышесказанного:
Основные объекты для наблюдения в школе – Луна и планеты!
Объекты вторичного выбора – двойные звёзды и яркие рассеянные скопления (М42 («Плеяды»), М44 («Ясли»), астеризм «Вешалка», Хи Н Персея).
При умеренной засветке возможна демонстрация туманности Ориона (М42), ярких шаровых скоплений, туманности Андромеды (М31), некоторых планетарных туманностей (М57 («Кольцо»), М27 («Гантель»)).
Очень маловероятны для наблюдений (только в хороших условиях и в крупный инструмент) М81, М82 и подобные галактики.
Первичные выводы относительно применяемых инструментов:
Ввиду крайней ограниченности количества доступных объектов, применение систем компьютерного наведения (Go to) нецелесообразно.
Крайне желательна экваториальная монтировка с часовым механизмом, позволяющая крупной группе наблюдать объекты без перерывов на коррекцию положения телескопа.
Вторичные требования к применяемым телескопам:
Желательно автономное питание часового механизма.
Телескоп очень желательно комплектовать окулярами, имеющими удобные наглазники и большой вынос зрачка.
Поскольку, как сказано ранее, основными объектами для рассматривания в телескоп должны стать Луна и планеты, существует еще несколько факторов, обеспечивающих успешность астрономических наблюдений:
необходим телескоп, позволяющий комфортно получать большие увеличения, с хорошим качеством оптики;
необходимо наблюдать на улице, вдали от источников тепла;
необходима тщательная термостабилизация инструмента.
По опыту проведенных автором астрономических наблюдений как со школьниками, так и со взрослыми любителями и интересующимися астрономией, можно предложить два наиболее интересных и популярных решения телескопной проблемы: рефлектор Ньютона и рефрактор-ахромат.
От чего стоит отказаться при выборе инструмента:
компьютерное наведение,
компактная зеркально-линзовая система.
Вообще наличие данных факторов - это само по себе неплохо, но сильно увеличивает стоимость инструмента при отсутствии существенной пользы для объединения или школы. К тому же, зеркально-линзовые системы долго остывают, вследствие чего увеличивается время наблюдений.
Приведем примеры классических решения с невысокой стоимостью инструментов.
Отечественные инструменты:
ТАЛ-1М «Мицар»
Производится Новосибирским приборостроительным заводом. Стоимость примерно 15 000 р.
Плюсы: надежность, устойчивость, долговечность, диаметр 110 мм, отсутствие хроматических аберраций.
Минусы: штатное электропитание часового привода от сети, достаточно большое время остывания.
ТАЛ-100R
Производство Новосибирского приборостроительного завода. Стоимость примерно 20 000 р. Имеет часовой привод в модификации «М».
Плюсы: долговечность, надежность, устойчивость, относительно малое время остывания, высокий контраст изображения.
Минусы: штатное электропитание часового привода от сети, высокая цена при умеренном диаметре (100 мм).
Китайские инструменты:
SkyWatcher 1021EQ3-2
Примерная стоимость 16 000 р. (с часовым приводом).
Плюсы: небольшой вес, удобная тренога, относительно быстро остывает, автономное питание привода, высококонтрастное изображение.
Минусы: не очень устойчивая монтировка, слишком высокая стоимость при умеренном диаметре (102 мм).
Celestron Omni XLT 120
Примерная стоимость 23 000 р. (с часовым приводом).
Плюсы: легкий, удобная тренога, относительно быстро остывает, питание двигателей автономное, высококонтрастное изображение.
Минусы: дороговизна при умеренном диаметре (120 мм), заметный хроматизм.
SkyWatcher 2001PEQ5
Примерная стоимость 23 000 р. (с часовым приводом).
Плюсы: большой диаметр (200 мм), относительно дешев, питание двигателей автономное, отсутствует хроматизм.
Минусы: довольно массивен, относительно долго остывает.
Другие интересные модели:
Skywatcher 1149 EQ2,
ТАЛ-120М
Не рекомендуются при экономном подходе: Meade LX 200R, MEADE ETX-125 PE, NEXSTAR 4 GT-SA, ТАЛ-200К.
Не рекомендуется именно для школ и юношеских астрономических объединений: Skywatcher DOB10, Celestron Omni XLT 150.
В Москве работает несколько специализированных магазинов, продающих телескопы и аксессуары к ним. Наиболее известные: «Звездочет» (www.astronomy.ru), интернет-магазин www.telescope.ru, магазин «Телескоп» (www.telescope.su).
Магазин «Телескоп» находится недалеко от Курского вокзала (ул. Старая Басманная, д. 15, стр. 15), справки по телефонам (495) 980-12-95, (495)508-26-28.