Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я хочу рассказать о том, как мы – учителя физики и астрономии – работаем в нашей школе, о наших успехах и, конечно же, проблемах, с которыми трудно справиться в одиночку.
В нашей школе работа по обучению детей астрономии ведется по четырем направлениям.
1. Учебная деятельность.
Предмет астрономии ведется в 11 классе 1 год по учебнику «Астрономия-11», автор Е. П. Левитан. Каждый ученик приобретает Школьный Астрономический Календарь, согласно которому ведет астрономические наблюдения, конечно, под руководством учителя Паниной Ольгой Викторовной и мною, Галяминой Татьяной Анатольевной. Учителя природоведения на уроках в пятых классах знакомят детей со строением Солнечной системы. Наверное, этим мы не отличаемся от тех школ, в учебном плане которых астрономия осталась. Правда этих школ с каждым годом все меньше и меньше.
Ученики всегда с удовольствием занимались на уроках. Мы с ними дали несколько открытых уроков для учителей и руководителей школ Щелковского района. (Интегрированный урок по астрономии и физике в 11 классе «Обобщение материала по теме «Физическая природа тел Солнечной системы»», урок открытия новых знаний (ОНЗ) по реализации технологии деятельностного метода (ТДМ) «Этапы эволюции звезд»). На слайдах вы видите фотографии, сделанные на данном уроке.
Почему я говорю «занимались»? В этом году произошли, с моей точки зрения, изменения не в пользу изучения астрономии. Пятиклассникам изучение астрономии также в радость, а вот с выпускниками – некоторые проблемы. Ежегодно большое количество учеников выбирали экзамен по астрономии во время итоговой аттестации и успешно с ним справлялись. В этом году согласно Положению об итоговой аттестации в аттестат выставляются оценки по тем предметам, которые изучаются в школе не менее 68 часов. Поэтому в аттестат нынешние выпускники не получат оценки по астрономии. А материала в форме ЕГЭ по астрономии, конечно же, нет. И у старшеклассников интерес к изучению астрономии резко упал. Рядом с нами остались только энтузиасты, но их очень мало.
2. Внеурочная деятельность.
Работа планируется на весь учебный год.
Классные часы, посвященные знаменательным датам истории космонавтики.
Подготовка, участие в школьной, районной, областной, а в прошлом году повезло – и во Всероссийской олимпиадах по астрономии. В осенние каникулы нами проводится подготовка учащихся к олимпиадам в трех возрастных группах: 1-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. На район идут дети с 5-ого класса, а в школьном этапе у нас участвуют ученики 1-11 классов. В этом году были определены единые дни школьного тура Всероссийской олимпиады (18.11.08). Наши ребята достаточно успешно выступают на олимпиадах.
В прошлом году наш ученик Пехтерев Виталий награжден Дипломом III степени на областном этапе Всероссийской олимпиады школьников и был включен в сборную Московской области для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Ежегодная игра «Космические дали» проводится ко Дню космонавтики. В ней соревнуются команды 9-х классов, а готовят материал и выступают в роли жюри ученики 10-х классов. На слайдах вы видите работу на этапах или планетах, которые посещают космические экипажи после того, как получат маршрутные листы.
.
В школе работает кружок
«ЛЮБИТЕЛИ АСТРОНОМИИ».
Началось все в 2001-2002 учебном году. Мы находимся в выигрышном положении по сравнению со школьниками других районов Московской области. На территории нашего Щелковского района находится Звездный городок с Центром подготовки космонавтов, ЦУП, «Энергия» в городе Королев, где мы с ребятами часто бываем на экскурсиях. Нас заметили в Звездном городке и пригласили для участия в телевизионной игре «Команда на Марс». Наша команда «Антарес» вошла в число победителей. К сожалению, этот проект был на 3-ем канале всего 1 год. Проект был закрыт, но интерес у ребят к изучению астрономии и вопросов космонавтики не пропал. К членам команды «Антарес» присоединились другие ребята. Так образовался Кружок любителей астрономии. В его состав входят ученики 5-11 классов, но больше все-таки малышей. У нас есть маленький телескоп, но существуют некоторые проблемы. Трудно собрать малышей для вечерних, а тем более ночных наблюдений. Приходится заменять реальные наблюдения компьютерными, используя учебные программы по астрономии.
4. Проектная деятельность.
В нашей школе образовано Научное общество учащихся (НОУ). Год от года рамки его деятельности расширяются. Ученики под руководством учителей ведут исследовательскую, проектную работу. Уже несколько лет наши ребята выступают со своими проектами в Звездном городке в программе «Звездной эстафеты», в «Веговских чтениях». Иногда бывают удачи, и ребята входят в число призеров этих серьезных форумов. Но даже если возвращаемся домой без наград, на следующий год опять собираемся и едем сюда. Ребята получают грандиозный опыт общения со сверстниками из других школ, ребята учатся выступать, демонстрировать свои достижения, убеждаются в значимости своей работы.
Я очень рада принимать участие в данном семинаре. Но жалею, что приехала сегодня одна. У Паниной Ольги Викторовны сегодня очень загружен день в школе. Может в следующем году стоит проводить данный семинар в каникулярное время или в выходные дни.
Спасибо за внимание.
P.S. В колонке слева размещен оригинальный текст доклада в формате Microsoft Word и презентация к докладу. Презентация размещается с некоторыми сокращениями (убраны повторяющиеся слайды) для уменьшения ее объема.