Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Астрономическая Школа «Вега»
Переход на официальный сайт АШ «Вега»
Год основания: 1972 язык образования: русский
143987, Московская обл., г. о. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пушкина, д. 6А.
e-mail: macvega.mail.ru, тел. +7-495-522-79-64

Доклад А.М. Татарникова "Астрономические олимпиады, подготовка школьников и работа жюри"

С введением нового положения о проведении всероссийских олимпиад в 2008 г. изменились некоторые аспекты проведения, в том числе школьных и районных туров (что наиболее интересно для учителей на местах). Основные изменения коснулись принципов формирования списка победителей и призеров. Олимпиада 2008-2009 уч. года - первая, проходящая по новому положению. И, как показал опыт, начались накладки, вызванные инерцией министерских чиновников, частично мыслящих (а значит и формирующих приказы и инструкции) в рамках старого положения.

Структура олимпиады по новому положению выглядит так: 1 тур - школьные олимпиады (организаторы – образовательные учреждения), 2 тур - муниципальные олимпиады (организаторы - комитеты образования), 3 тур - региональные олимпиады (организатор - министерство образования региона), 4 тур - заключительный всероссийский этап (организатор - федеральное агентство по образованию).

Мы рассмотрим в основном олимпиаду муниципального уровня и коснемся вопросов работы жюри олимпиады и формирования команды на региональный (областной) этап.

Жюри муниципального этапа должно формироваться из учителей физики и астрономии, а также специалистов (астрономов), проживающих в месте проведения олимпиады. Функции оргкомитета (задача которого - организация работы олимпиады) и жюри (функция которого - исключительно проверка работ школьников и распределение призовых мест) должны выполнять разные люди. Работа жюри должна проходить в отдельном помещении. Работы школьников должны быть для членов жюри анонимными (для этого информация об авторах шифруется тем или иным способом оргкомитетом). Каждая работа должна быть проверена независимо как минимум двумя членами жюри. Возможна такая организация работы, когда члены жюри проверяют не работу в целом, а отдельные задачи. При этом важно, чтобы один и тот же член жюри проверил "свои" задачи у всех участников данной параллели.

После окончания проверки, жюри в соответствии с установленными квотами (квоты устанавливает организатор областной олимпиады и присылает их вместе с комплектом заданий) выделяет призеров. При этом ученик (он может быть только один в каждой параллели), набравший максимальное число баллов называется победителем. Подробнее об этом читайте в тексте положения.

В команду от муниципального образования (например, от района) попадают ВСЕ призеры и победители. В этом году министерство образования Московской области перед проведением областного этапа издало приказ, содержащий нелегитимное (как противоречащее приказу вышестоящего министерства) положение о допуске на областной тур только победителей муниципального тура. Советуем в таких случаях обращаться за консультацией непосредственно к проводящей областной тур организации (по астрономии - МГОУ).

Подготовка школьников к муниципальному и областному этапу может проводиться в рамках: школьных уроков физики и естествознания, факультативов, индивидуальных занятий со школьником, самостоятельных занятий и в учреждениях дополнительного образования. Наиболее предпочтительным (приносящим наибольший эффект) является последний путь. В файле презентации приведен краткий список последних изданий, содержащих в себе задачи для подготовки к олимпиаде.



Обсерватория «Вега»