Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Астрономическая Школа «Вега»
Год основания: 1972 языки образования: русский
143987, Московская обл., г. о. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пушкина, д. 6А.
e-mail: macvega.mail.ru, тел. +7-495-522-79-64

Решения олимпиадных задач

5 - 6 классы1. Нарисуйте созвездие Ориона. Назовите граничащие с ним созвездия.Ответ.

С Орионом граничат созвездия: Телец, Близнецы, Единорог, Заяц, Эридан.

Примечание.

В ответе должно быть изображено созвездие Ориона. Достаточно схематического рисунка с основными звездами: пояс, плечи, ноги. Из соседей достаточно указания наиболее ярких созвездий Тельца и Близнецов.

2. Представители каких классов астрономических объектов входят в состав Солнечной системы?Ответ.

В состав Солнечной системы входят представители: звезд, планет, спутников планет, астероидов, комет, метеороидов. Также в нашей системе присутствуют пыль и газ.

  1. 25 июля 2001 года можно было увидеть Луну такой, какой она показана на рисунке. Нарисуйте примерный вид Луны, какой она имела через 3 недели после этого. В какое время суток она будет видна в Московской области? В какой части горизонта? /На рисунке изображена растущая Луна в возрасте примерно 5 дней/

Ответ.

Луна будет иметь примерно следующий вид (Луна будет убывающей и выглядеть примерно симметрично исходному рисунку). Т.к. в задании показана растущая Луна в фазе до первой четверти, то спустя 3 недели Луна станет стареющей. До новолуния останется совсем немного -Луна будет иметь вид узкого серпа и ее можно будет наблюдать перед восходом Солнца на востоке.

Примечание.

Конкретный вид Луны в ответе может немного отличаться от приведенного в решении. Важен правильный ход рассуждений и верное указание на время наблюдения и сторону горизонта.

4. Что такое астероид?Ответ.

Астероиды — сотни тысяч малых планет (диаметр от сотен метров до тысячи километров), орбиты которых расположены в основном между орбитами Марса и Юпитера.

Примечание.

Оценка зависит от полноты раскрытия темы.

7 - 8 классы1. Нарисуйте созвездие Ориона. Назовите граничащие с ним созвездия.Ответ.

См. решения за 5-6 классы.

2. Куда прибудет земной путешественник, если он будет двигаться на северо-восток, ориентируясь по магнитной стрелке компаса?Ответ.

Двигаясь по спирали, этот путешественник прибудет в южный магнитный полюс Земли, находящийся, как известно, в северных полярных широтах нашей планеты. Именно на южный магнитный полюс указывает северная стрелка компаса.

Примечание.

Основным выводом должно являться движение по спирали и конечный ответ — район Северного полюса. За вывод о достижении именно южного магнитного полюса Земли можно ставить дополнительные баллы.

3. 25 июля 2001 года можно было увидеть Луну такой, какой она показана на рисунке. Нарисуйте примерный вид Луны, какой она имела через 3 недели после этого. В какое время суток она будет видна в Московской области? В какой части горизонта? /На рисунке изображена растущая Луна в возрасте примерно 5 дней/Ответ.

См. решения за 5-6 классы.

4. Почему на небе вблизи Млечного Пути наблюдается больше слабых звезд, а количество слабых галактик, наоборот, меньше, чем вдали от него? Ответ.

Наблюдая области неба, близкие к Млечному Пути, мы видим звезды нашей Галактики, сконцентрированные в ее диске. Именно их излучение сливается в светлую полосу Млечного Пути. Вдоль Млечного Пути наблюдается много молодых горячих звезд, которые рождаются из уплотненного в галактической плоскости межзвездного вещества. Однако все это вещество, точнее, его пылевая составляющая, поглощает свет более далеких объектов. Поэтому галактики практически не видны вблизи полосы Млечного Пути. И наоборот, вдали от Млечного Пути звезд нашей галактики наблюдается меньше, поглощение газо-пылевой составляющей практически отсутствует — мы видим много галактик.

9 классы1. Нарисуйте созвездие Ориона. Назовите граничащие с ним созвездия.Ответ.

См. решения за 5-6 классы.

2. Любитель астрономии купил вместо своего старого 6-сантиметрового телескопа новый с зеркалом диаметром 12 см. Оцените, во сколько раз более слабые звезды он теперь сможет наблюдать, если остальные параметры телескопа остались прежними. Что еще можно сказать о возможностях нового телескопа?Ответ.

Новый телескоп имеет площадь объектива в 4 раза больше старого. Значит и света он соберет в 4 раза больше. Значит примерно в 4 раза более слабые звезды мы сможем в него наблюдать. Помимо этого, увеличение диаметра объектива повысит в 2 раза разрешающую способность телескопа и ему станут доступны более тесные двойные звезды, больше деталей на поверхности Луны и планет, можно будет использовать большие увеличения и т.п.

Примечание.

В задаче не требуется вычислить блеск более слабых звезд или разницу в звездных величинах. За такие выкладки можно ставить дополнительные 1-2 балла.

3. 25 июля 2001 года можно было увидеть Луну такой, какой она показана на рисунке. Нарисуйте примерный вид Луны, какой она имела через 3 недели после этого. В какое время суток она будет видна в Московской области? В какой части горизонта? /На рисунке изображена растущая Луна в возрасте примерно 5 дней/Ответ.

См. решения за 5-6 классы.

4. Существует ли связь между планетарными туманностями и планетами? Если да, то какая? Что вы знаете об этих объектах?Ответ.

Планетарная туманность — это сброшенная газовая оболочка звезды, ионизованная излучением ядра туманности (остывающего белого карлика). Планета — объект, обращающийся вокруг звезды и светящий отраженным светом. Общего с астрофизической точки зрения между ними ничего нет. Однако, свое название планетарные туманности получили за внешнее сходство некоторых из них с планетами Уран и Нептун при наблюдениях глазом в телескоп (круглый зеленоватый диск).

5. Звезда взошла в 00ч01м по местному времени. Сколько еще раз она пересечет горизонт в данном пункте в эти сутки? Ответ.

Звездные сутки, равные периоду вращения Земли относительно неподвижных звезд, чуть короче солнечных и равны примерно 23 часа 56 минут. Поэтому данная звезда за эти сутки успеет зайти за горизонт и вновь взойти в 23 часа 57 минут по местному времени, то есть пересечет горизонт еще дважды (если, конечно, за оставшиеся три минуты звезда не зайдет обратно за горизонт). Т.е. ответ — 2 или 3 раза.

10 классы1. Нарисуйте созвездие Ориона. Назовите граничащие с ним созвездия.Ответ.

См. решения за 5-6 классы.

2. Расставьте звезды в порядке возрастания температуры поверхности: голубые гиганты, красные гиганты, белые карлики, желтые карлики, коричневые карлики.Ответ.

Возможно 2 варианта расстановки. Первый: 1) коричневые карлики, 2) красные гиганты, 3) желтые карлики, 4) белые карлики, 5) голубые гиганты. Второй: белые карлики и голубые гиганты можно поменять местами.

Примечание.

Два варианта возможны из-за того, что при «рождении» белого карлика он имеет очень высокую температуру поверхности (сотни тысяч градусов), но по мере остывания становится все более и более холодным (10000К - его типичная температура).

3. 25 июля 2001 года можно было увидеть Луну такой, какой она показана на рисунке. Нарисуйте примерный вид Луны, какой она имела через 3 недели после этого. В какое время суток она будет видна в Московской области? В какой части горизонта? /На рисунке изображена растущая Луна в возрасте примерно 5 дней/Ответ.

См. решения за 5-6 классы.

4. Какое увеличение достаточно поставить на телескопе, чтобы наблюдать компоненты кратной звезды эпсилон Лиры (минимальное расстояние между звездами 3")? Разрешающую способность глаза принять равной 3 угловым минутам.Ответ.

Достаточно использовать увеличение Г=Вглаза/Взв, где Вглаза — разрешающая способность глаза, а Взв — угловое расстояние между звездами. Т.е. увеличение Г=60 раз.

5. Звезда взошла в 00ч01м по местному времени. Сколько еще раз она пересечет горизонт в данном пункте в эти сутки? Ответ.

См. решения за 9 класс.

11 классы1. Нарисуйте созвездие Ориона. Назовите граничащие с ним созвездия.Ответ.

См. решения за 5-6 классы.

2. Расставьте звезды в порядке возрастания температуры поверхности: голубые гиганты, красные гиганты, белые карлики, желтые карлики, коричневые карлики.Ответ.

См. решения за 10 класс.

3. 25 июля 2001 года можно было увидеть Луну такой, какой она показана на рисунке. Нарисуйте примерный вид Луны, какой она имела через 3 недели после этого. В какое время суток она будет видна в Московской области? В какой части горизонта? /На рисунке изображена растущая Луна в возрасте примерно 5 дней/Ответ.

См. решения за 5-6 классы.

4. Среднее расстояние от Луны до Земли равно 384400 км, а от спутника Ио до планеты Юпитер — 421600 км. У какого из спутников период обращения вокруг планеты больше? Ответ объясните и, если возможно, подтвердите расчетами.Ответ.

Луна и Ио обращаются по своим орбитам вокруг центральных тел с существенно разной массой, поэтому для решения задачи нужно воспользоваться III обобщенным законом Кеплера. a^3/((T^2)*M) = const. Из этого закона легко получить, что так как масса Юпитера в 318 раз больше массы Земли, то период обращения Ио будет намного меньше периода обращения Луны, хотя радиус орбиты Ио немного больше (масса спутника намного меньше массы планеты). Ио завершает оборот вокруг Юпитера менее чем за 2 суток, а Луне на это требуется более 27 дней.

Примечание.

4 балла можно поставить за верный качественный ответ, без вычислений, если сделан главный вывод о влиянии значительного различия масс планет.

5. Звезда взошла в 00ч01м по местному времени. Сколько еще раз она пересечет горизонт в данном пункте в эти сутки? Ответ.

См. решения за 9 класс.



Обсерватория «Вега»