Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Астрономическая Школа «Вега»
Год основания: 1972 языки образования: русский
143987, Московская обл., г. о. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пушкина, д. 6А.
e-mail: macvega.mail.ru, тел. +7-495-522-79-64

При участии "Веги" вышла в свет брошюра "Задания олимпиад школьников Московской области по астрономии"

Брошюра была составлена руководителем кружка "Астрофизика" МАЦ "Вега" Татарниковым Андреем Михайловичем по материалам официальных комплектов задач областных туров астрономической олимпиады и материалам сборника Угольникова О.С. «Всероссийская олимпиада школьников по астрономии: содержание олимпиады и подготовка конкурсантов». Полный текст содержится в PDF-файле (см. среднюю колонку страницы).

Вводный текст

Всероссийская олимпиада школьников по астрономии и физике космоса проводится ежегодно с 1994 года. На заключительный этап олимпиады (V этап) приезжают школьники – победители региональных астрономических олимпиад (III этап). Четвертый этап (олимпиады федеральных округов) в астрономической олимпиаде в настоящее время отсутствует.

Московская областная астрономическая олимпиада проводится с 1996 года. Первые четыре олимпиады прошли в г. Черноголовка, две последующие — в г. Пущино. Начиная с 2004 года, Московская областная олимпиада по астрономии и физике космоса проводится в Московском государственном областном университете (МГОУ).

На областную олимпиаду в настоящее время приглашаются учащиеся 9-11 классов — победители районных (городских) астрономических олимпиад (олимпиады II этапа). В Московской области районные олимпиады с 2000 года проводятся местными комитетами образования по общим для всех районов задачам. Принять участие в районной олимпиаде фактически может каждый желающий, т.к. школьные астрономические олимпиады, как показывает практика, проводятся энтузиастами лишь в отдельных школах области.

Районный тур является важным звеном в подготовке ребят к участию в олимпиадах более высокого уровня. Задания II этапа олимпиады обычно доступны для интересующегося астрономией школьника. Во время подготовки к участию в этом этапе (как самостоятельной, так и под руководством учителя или педагога дополнительного образования) закладывается фундамент, необходимый для успешного выступления на областном этапе олимпиады.

Начинать участвовать в районных (городских) астрономических олимпиадах желательно с 5-6 класса. Это дает возможность получить опыт решения олимпиадных задач в условиях ограниченного времени и непривычной обстановки. Кроме того, именно в этом возрасте интерес школьника к астрономии максимален. Об этом говорит, например, распределение числа участников астрономической олимпиады в г. Железнодорожном — среди 171 участника, почти 100 человек учащиеся 5-7 классов. Этим надо активно пользоваться, закрепляя этот интерес.

По результатам районной олимпиады необходимо обязательно проводить награждение призеров, это дополнительно стимулирует ребят — они будут приходить на олимпиаду снова и снова, повышая свой уровень. Подобный рост уровня ребят хорошо заметен и на примере выступления на областном и российском этапе, когда место, занимаемое школьником, растет год от года. По этой же причине, желательно выделять не 3-х призеров в каждой параллели, а 5-6 и больше. Существует неписанное правило награждать до 30-40% участников олимпиады (конечно, если уровень их выступления соответствует сложности задач). Отметим здесь же, что задачи районного тура 2006-2007 годов были достаточно сложными. Это соответствует общему направлению развития олимпиад, определенному Центральным оргкомитетом Всероссийских олимпиад.

При проверке решений задач районного тура жюри должно неформально подходить к оценке работ. Астрономия, особенно в 5-9 классах, является во многом описательной наукой. От школьника требуется не столько получить число, совпадающее с ответом, сколько показать свои знания по теме задачи, умение объяснять явления или понятия. В астрономии часто используются приближенные или оценочные формулы, поэтому иногда величины в ответе могут отличаться в несколько раз. Хотя часто в авторском решении задачи, идущем в олимпиадном комплекте, приводится вывод той или иной формулы, многие формулы допустимо использовать без вывода (например, в решении задачи 8.5-2003 этого сборника выводится формула визуальной разрешающей способности телескопа, тогда как школьник может узнать о ней из научно-популярной литературы, где она обычно приводится именно в таком «готовом» виде). Наконец, многие задачи могут быть решены разными способами. Надо поощрять работы, использующие нестандартные подходы при решении заданий олимпиады. В тоже время, иногда встречаются работы, авторы которых показывают полное незнание астрономии, при неплохом владении математическим и физическим аппаратом. Тогда, даже формально верное решение, но полученное из неверных астрономических посылок должно оцениваться низким балом. Также не высоко (например, 2 бала из 10) должны оцениваться работы с правильным ответом, но не содержащие решения или объяснения как был получен данный ответ.

Целенаправленную подготовку призеров районной олимпиады к участию в областном этапе надо начинать сразу после подведения итогов. Подготовиться самостоятельно к успешному выступлению на олимпиаде III этапа может далеко не каждый школьник. При такой самостоятельной подготовке неизбежны значительные пробелы в знаниях. Частично избежать этого поможет даже эпизодическое общение со знающим и заинтересованным педагогом. Большую помощь при такой схеме подготовки, когда в районе нет специалиста или у школьника нет постоянного контакта с ним, окажет приведенный в этом сборнике список вопросов, рекомендуемых для подготовки к решению задач. Этот список был подготовлен центральной методической комиссией, которая приняла решение не выходить за установленные в нем рамки при составлении комплектов задач на III-IV этапы олимпиады.

Не секрет, что в подавляющем большинстве школ астрономия не преподается. В части школ, где формально она присутствует в школьной программе, ее часы отдаются под физику. Но даже в тех школах, где астрономия осталась, где есть квалифицированные педагоги, большая часть материала дается только в 11 классе. В итоге основная роль в преподавании астрономии, подготовки школьников к участию в олимпиадах принадлежит учреждениям системы дополнительного образования. Поэтому, для роста уровня выступления областной команды на Всероссийской и Международной олимпиадах, необходимы усилия по созданию в каждом районе области центров по изучению астрономии в системе дополнительного образования. Именно в них призеры II этапа могли бы проходить подготовку к участию в областной, а затем и во Всероссийской олимпиадах.

Согласно действующему сейчас положению, на областной этап астрономической олимпиады от каждого района области может быть делегирован 1 участник от каждой параллели (9-11 классы). За параллель 9 классов может выступать ученик 8 класса. Однако в положении содержится также пункт о том, что каждый район может ходатайствовать о включении в состав команды дополнительных участников, занявших призовые места на районном туре. Члены жюри областной олимпиады, члены методической комиссии призывают ответственных лиц районов активнее пользоваться этим правом. Это дает возможность ребятам получить новый опыт, показать себя, посмотреть на других, дает хороший стимул готовиться дальше. Как показывает практика, успешное выступление на олимпиаде зависит от разных, часто далеких от астрономии причин — даже успешно выступающий раз от раза ученик может сорваться и не занять 1 место. В результате, уже вся область может остаться без медали на Всероссийской олимпиаде.

Основой подготовки к заключительному этапу олимпиады являются недельные сборы команды Московской области, проводимые МГОУ. В команду включаются призеры областной олимпиады (2-3 ученика от каждой параллели, плюс запасные) — всего 10-12 человек. Сборы проводятся опытными педагогами, которые помимо собственно астрономических знаний имеют богатое олимпиадное прошлое. Участие в сборах должно стать обязательным условием поездки на V этап.

Большую помощь школьнику при подготовке к астрономической олимпиаде любого уровня оказывает участие в работе юношеских реферативных конференций. В Москве это реферативная секция конференции «Космический патруль» (проводится в Доме детского творчества на Воробьевых горах — бывшем Дворце пионеров), а в Московской области — реферативная конференция «Веговские чтения» (проводится в МАЦ «Вега» г. Железнодорожного). Ученик расширяет свой кругозор во время подготовки своего доклада, участвует в обсуждении докладов других ребят, получает навыки четко формулировать свои мысли во время устного выступления.

Далее в брошюре содержатся: "Вопросы по астрономии, рекомендуемые методической комиссией Всероссийской Олимпиады по астрономии и физике космоса для подготовки школьников к решению задач этапов Олимпиады", "Условия задач областной олимпиады по астрономии за 2004-2006 гг.", "Решения задач областной олимпиады по астрономии за 2004-2006 гг.", "Справочные данные", "Список рекомендуемой литературы", "Ресурсы сети Интернет". Полный текст содержится в PDF-файле (см. среднюю колонку страницы).

К сожалению, подготовка брошюры проводилась в условиях дефицита времени (на все было дано только 2 дня). В нее включены не все материалы, которые хотелось туда включить, но мы надеемся в следующем году исправить эту ситуацию.

Брошюра издана в МГОУ тиражом всего 200 экз. и была представлена на конференции "Одаренные дети" 1 декабря 2006 года вместе с подобными брошюрами по 16 учебным предметам.



Обсерватория «Вега»